Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

ПОЛИТИКА
Лимонов, Летов, Дугин
26.10.2006
Национал-большевизм в новейшей истории России
От НБФ через НБП снова к НБФ

Создание «Национал-Большевистского Фронта» 29 августа 2006 года в Москве на основе многочисленных региональных отделений НБП является окончанием затянувшегося процесса идейного перерождения НБП Лимонова вплоть до того момента, когда от него отвернулось большинство сторонников, пришедших в НБП на зов идеологии, привлеченных двумя основными постулатами национал-большевизма: национальная идея + социальная справедливость. Причина этого разочарования в Лимонове и его политической стратегии проста: никакого национал-большевизма в этой организации не осталось и в помине, ведь работа против России вместе с ее заклятыми врагами, представителями ультралиберальных правозащитных организаций, существующих на зарубежные гранды и субсидии компрадорской буржуазии, изгнанной Путиным за рубеж, называется как угодно, но только не национал-большевизмом.

Эту идеологию – национал-большевизм - как и само название принес в НБП именно я, так как стоял у истоков появления этой организации. Я предложил и лозунг «Россия все, остальное – ничто!», под которым вышла первая газета «Лимонка».

НБП возникла в начале 90-х годов для борьбы с тогдашним атлантистским ультра-либеральным и русофобским курсом российской власти. В эпоху Ельцина-Гайдара-Чубайса (семьи и олигархов) преобладала идеология западничества, либерализма и внешнего управления страной. Россия стояла на пороге распада. Соотечественники в странах СНГ предавались. Народ обкрадывали. О социальной справедливости и национальной идее никто не заикался. В такой идейной атмосфере возникла НБП, как жесткое идеологическое «нет», сказанное той власти и ее курсу, как ее радикальное отрицание.

История ранней НБП (1993-1997) это история интеллектуального становления целого поколения нонконформистской молодежи, исцелявшейся от тяжеловесных комплексов крайне правых ультра-националистов и от поверхностной и слабосильной интеллектуальности крайне левых. Это была попытка сформировать иную молодежь -- современную, но не прозападную; патриотическую, но не архаически косную; интеллектуальную, но способную к социальным и политическим действиям; революционную, но одновременно консервативную; свободолюбивую, но подчиненную добровольной дисциплине. Мне был очевиден кризис национал-патриотической оппозиции в стиле Зюганова, Проханова, Бабурина и т.д., надо было искать новых путей и новых форматов.

Основные тезисы теории национал большевизма на новом этапе я выразил в своей книге «Тамплиеры пролетариата. Национал-большевизм и инициация» и в 8-м номере теоретического журнала «Элементы» (1996 г.), полностью посвященном этому явлению.

В 1997 году я окончательно порвал с Лимоновым, поняв, что идеология для него не имеет никакого значения, и что занятие политикой он воспринимает как личный пиар и искусственный стимулятор для литературного творчества. Мне уже тогда было ясно, что национал-большевизм будет искажен и изгажен им до безобразия и честно предложил ему сменить название организации. Это было бы справедливо. С моим уходом национал-большевизм из организации исчез. Лимонов вцепился в название как «гастарбайтер» в использованный мастерок. Возникла двусмысленная ситуация: человек не имеющий ни малейшего представления о национал-большевизме, не испытывающий к нему ни малейшего интереса столько лет представлялся главой «Национал-большевистской партии».

Два слова о национал-большевизме как таковом. В отличие от банальных клише эта идеология (чьим символом является отнюдь не нацистское знамя с серпом и молотом вместо свастики, а черный орел с мечом и серпом в лапах и с молотом на груди) не имеет ничего общего с национал-социализмом или фашизмом. Основатель русского национал-большевизма Николай Устрялов был православным консерватором, учеником Струве, но при этом он одним из первых в самом начале 20-х годов предсказал, что Россия при коммунистах будет следовать великодержавным курсом, превратится в гигантскую империю и схлестнется с Западом, отстаивая собственную  идентичность. Устрялов призывал белую иммиграцию поддерживать Советскую Россию против ее врагов на Западе и на Востоке, заложив в иммиграции ядро «оборонцев». Вернувшийся в Советскую Россию Устрялов был расстрелян в 1937.

Немецкий национал-большевизм представлен фигурой Эрнста Никиша, возглавлявшего кружок «Widerstand» («Сопротивление»). Никиш стоял за союз Германии с Советской Россией и был заклятым врагом Гитлера и национал-социализма. В 1932 Никиш выпустил историческую брошюру «Гитлер – злой рок для Германии», а в 1936 он был схвачен Гестапо и брошен в концлагерь. На основании ячеек группы Никиша была сформирована сеть антифашистского подполья «Красная Капелла» (Харро Шульце-Бойсен, карикатурист Пауль Вебер и т.д.).

В 60-го годы ХХ века национал-большевизм возродился в Европе в форме национал-коммунотаристского движения «Юная Европа» (Жан Тириар). Смысл этого движения сводился к необходимости европейских держав противостоять США и НАТО и в стремлении к альянсу с Советским Союзом, но не по идеологическим (марксистским), а по геополитическими соображениям (главный тезис Жана Тириара, которого я кстати, привозил в Москву в 1992 году -- «Евро-советская империя от Владивостока до Дублина»).

Итак,  мы видим, что исторический национал-большевизм никак не может быть рассмотрен как «разновидность фашизма». В случае России это лишь особый взгляд на закономерность и геополитическую преемственность советского этапа русской истории, а в случае Германии (и шире, Европы) это евразийская идея пророссийской и антиатлантистской (антиамериканской) ориентации. В таком качестве я и предложил возрождать национал-большевизм – как разновидность евразийства – в России в начале 90-х годов. Это и легло в основание НБП.

После моего ухода Лимонов вначале избрал тактику радикального национализма, проявляющегося в форме жестких акций активистов на пост-советском пространстве, и радикального анархизма -- через символическую агрессию («пищевой терроризм») против конформистских фигур российского истеблишмента. Ни то, ни другое не было собственно национал-большевистским ни по духу, ни по содержанию, ни по стилю, а наименование региональных руководителей НБП «гауляйтерами» на нацистский манер и провокационная символика, напоминающая нацистский флаг, и вовсе расходились с антифашистской сущностью национал-большевизма. При этом патриотический и нонконформистский элементы практики НБП в определенных случаях были частично оправданы.

В 2000-е годы НБП сделало еще один шаг в сторону от изначальной идеологии, поставив акцент на критике президента Путина, причем как раз в тот момент, когда тот начал проводить патриотические реформы, направленные на укрепление российской государственности и суверенитета, т.е. реализовывать отдельные пункты программы НБП вопреки ельцинскому наследию. Это было совсем противоречиво и расходилось не только с национал-большевизмом, но и с обычным патриотизмом и национальным духом. В этот период началось перерождение НБП в правозащитную, лево-анархическую организацию, сближающуюся с антипутинскими оранжевыми силами. НБП из «красно-коричневой» становилась оранжевой, и получила поддержку в либеральной среде, совершенно чуждой национал-большевистским идеям. Лимонов оказался в одном строю с СПС и Яблоком, финансируемый опальными олигархами. В конце концов, он появляется в 2006 году на форуме «Другой России» в обнимку с Касьяновым, Каспаровым, Хакамадой, либеральными правозащитниками, причем мероприятие финансируют Фонд Сороса и «Открытая Россия» Невзлина-Ходорковского. Вся деятельность на пост-советском пространстве свернута, и единственной мишенью становится президент Путин и его сторонники. Причем обвиняется Путин в «зажиме гражданских свобод» и попирании «прав человека» в духе чисто либеральной критики. В такой НБП от изначальной идеи вообще ничего не остается. Вместо «Россия - все, остальное ничто!» получается «Эдуард Лимонов – все, остальное ничто!». Найдите разницу. При этом Россию писатель честит самыми последними словами, и вместо заявленной борьбы за социальную справедливость наслаждается гламурными увеселениями и дорогими линкольнами, подаренными олигархами.

В такой ситуации неизбежно встает вопрос о наличии аббревиатуры «НБ» в названии «НБП». Что собственно «национал-большевистского», т.е. патриотического, евразийского и социалистического осталось в этой организации?

Абсолютно ничего. Причем сам Лимонов категорически отказывается отвечать на вопрос, является ли он «национал-большевиком». Хорош был бы лидер, например, социалистической партии, отказывающийся называться социалистом или демократической партии, увиливающий от признания себя демократом!

Из всего этого можно сделать вывод: судьба национал-большевизма как идеологии, как мировоззрения не имеет ничего общего с судьбой лимоновской организации.  И создание Национал-Большевистского Фронта теми национал-большевиками, для которых слова и идеи не пустой звук, является закономерным шагом. Мало кто знает, но до создания НБП в 1993 году некоторое время существовал именно Национал-Большевистский Фронт, куда входили некоторые левые и консервативные оппозиционные ельцинскому режиму молодежные организации.

Все постепенно возвращается на свои круги. И тезис «Россия – все, остальное ничто!» сегодня вполне актуален. Только необходимо применять его к новой ситуации, поддерживая в нынешней политической системе то, что соответствует национальной идее, и критикуя то, что от нее отклоняется или противоречит требованиям социальной справедливости.

Я думаю решение вновь созданного НБФ о вступлении в Евразийский Союз Молодежи, называемый «новой опричниной», не случайно. Это показывает родство идей и единство общего подхода. Если лидеры НБФ сумеют доказать на деле верность идеологии и смогут действовать активно и убедительно, национал-большевистское мировоззрение, превращенное безответственными, самовлюбленными и неуравновешенными людьми в пугало и гротеск, будет очищено от наносов и еще послужит на благо народа и Отечества.

По сути неоевразийство, лежащее в основе ЕСМ и национал-большевизм в его подлинной неискаженной версии – это не просто схожие мировоззрения, это одно и то же мировоззрение. Но поскольку сам термин «национал-большевизм» существенно изгажен (особенно в последние годы) Лимоновым, то во избежании путаницы и недоразумений следует сделать выбор в пользу евразийства. Современные молодые идейные последователи Устрялова и Никиша найдут себе место только в ЕСМ, так как неоевразийство представляет собой организационную структуру, в которой объединяются все сторонники консервативной революции, как справа, так и слева. А национал-большевизм есть по сути ничто иное, как левое евразийство или левая версия консервативной революции.

Едва ли сейчас имеет смысл бороться за отмывание брэнда «НБП», по крайней мере, на данном этапе, к этому мы вернемся позднее, когда от лимоновских вывертов останется горький дым и чувство затянувшегося недоразумения. Сегодня вне ЕСМ национал-большевизм будет подозрителен, непоследователен и по большому счету не нужен. И те национал-большевики, которые сделали свой выбор в пользу ЕСМ, поступили правильно. Они возвращаются к истокам, к основанию, и они должны знать, что здесь их понимают, ценят, любят и ждут.

Александр Дугин

Комментарии 0