12.08.2014
"ТАСС уполномочен заявить" тридцать лет спустя Культовый советский телесериал отмечает юбилей
Тридцать лет, в июле – августе 1984 г., назад на советском телевидении состоялась премьера знаменитого шпионского сериала «ТАСС уполномочен заявить», снятого по роману Юлиана Семенова. Фильм тут же завоевал большую популярность у зрителей. Сюжет его вкратце таков: вымышленная африканская страна Нагония становится ареной геополитического противоборства двух сверхдержав. После освобождения от колониального режима к власти в ней приходит просоветское правительство, и в отместку ЦРУ готовит вооруженное вторжение. Руководство КГБ начинает подозревать, что некто передает американцам секретную информацию по советским поставкам в Нагонию. Расследованием этого дела занимается группа чекистов во главе с генералом Константиновым, которого играет легендарный советский актер Вячеслав Тихонов, ранее прославившийся в роли Штирлица. Вскоре появляется зацепка: из записки, подброшенной в советское посольство в Луисбурге, столице соседнего с Нагонией государства Тразиланд советские контрразведчики узнают, что цэрэушникам удалось завербовать некоего советского гражданина. Но кого конкретно, остается неизвестным, потому что автора записки, эмигранта Ивана Белого, вскоре убивают. Константинов и его верные помощники Славин и Макаров постепенно сужают круг подозреваемых, пока не устанавливают личность шпиона. Им оказывается сорокалетний карьерист и любитель красивой жизни Сергей Дубов (агентурная кличка – Трианон), успевший к тому времени отравить свою любовницу Ольгу Винтер, заподозрившую Дубова в связях с ЦРУ. Попутно чекисты собирают компромат на руководящего подготовкой операции по перевороту в Нагонии сотрудника ЦРУ Джона Глэбба, который в итоге предстает прямо-таки демонической личностью: чудовищным интриганом, наркоторговцем и другом неонацистов, в добавок ко всему, отправившим свою жену в психиатрическую клинику.
Хотя, надо признать, Глэбб и особенно его боевая подруга, роковая красавица-испанка Пилар, в чью «медовую ловушку» и угодил во время своей загранкомандировки Дубов, обладают несомненной долей привлекательности, этакие Воланд с Маргаритой. Да и сам Дубов личность неординарная – он оказывается рьяным пропагандистом йоги. Заметим, что в советских фильмах йогой увлекаются почему-то исключительно отрицательные персонажи – вспомним в добавок Мюллера из «Семнадцати мгновений весны», советовавшего Штирлицу йоговскими методами лечить простуду.
Впрочем, йога не спасает Трианона от провала, однако в время ареста он успевает принять яд. Тогда чекисты готовят двойника шпиона, благодаря которому им удается выманить на контакт и задержать с поличным сотрудника ЦРУ в Москве Лунса, официально занимавшего должность советника по культуре в посольстве США. Советская сторона шантажирует американцев тем, что дело получит огласку в СМИ (отсюда и название фильма), и те вынуждены отказаться от переворота в Нагонии и попутно отпустить из тюрьмы в Луисбурге Славина, куда тот попадает из-за козней Глэбба.
Заключительная, очень торжественная сцена сериала дублирует его начало: черная «Чайка» едет из Кремля к зданию КГБ на Лубянке.
Вряд ли, конечно, «ТАСС уполномочен заявить» будет интересен большинству современной российской молодежи: в основном время действия занимают диалоги и беседы, зачастую очень длинные, проходящие то в луисбургском отеле, то в штаб-квартире КГБ, участники которых нередко ссылаются на классическую литературу и даже на Библию, а также часто вспоминают события Второй мировой войны и послевоенного времени. Иногда такое общение принимает форму психологических поединков, например, встреча Славина с Глэббом в тюрьме. «Экшена», яркого действия, маловато, разве что сцена ареста Дубова (в восьмой серии) и задержания Лунса (в десятой). Так что редкая птица из нынешних молодых долетит до середины просмотра этой картины. Кроме того, в наше время, когда даже бывшие «братские народы СССР» часто смотрят друг на друга как на врагов, постоянные упоминания «советской помощи Нагонии» или похвала в адрес героя «Он любит и знает Африку», вряд ли вызовут понимание. Этот фильма явно предназначен для зрителя другой эпохи, когда и люди были менее эгоистичными, и культурный уровень несколько повыше.
Но для тех, кому сейчас 35 и старше, сериал может просто стать «машиной времени», позволяющей вернуться в советское детство или юность. Перед глазами возникают реалии советского быта: «Жигули», радиоприемники, автоматы с газированной водой, будки уличных телефонов и даже советские персональные компьютеры (в институте, где работает Ольга Винтер). Интересно посмотреть на Москву, где на «Шевроле» и «Мерседесах», ездят исключительно сотрудники иностранных посольств, а пробок не бывает даже в часы-пик.
Важно отметить и то, что фильма был основан на реальных событиях, и у многих героев были свои прототипы. Так, прототип Дубова также носил «растительную» фамилию: Огородник, и он также поддался чарам роковой Пилар… Так что этот «большой имперский сериал», мощный и величественный, как гранит Лубянки и здания МИДа, остается памятником своей эпохи.
Андрей Игнатьев
|