Национал-большевистский фронт  ::  ::
 Манифест | Контакты | Тел. в москве 783-68-66  
НОВОСТИ
12.02.15 [10:38]
Бои под Дебальцево

12.02.15 [10:38]
Ад у Станицы Луганской

04.11.14 [8:43]
Слава Новороссии!

12.08.14 [13:42]
Верховная рада приняла в первом чтении пакет самоу...

12.08.14 [13:41]
В Торезе и около Марьинки идут арт. дуэли — ситуация в ДНР напряженная

12.08.14 [13:39]
Власти ДНР приостановили обмен военнопленными

12.08.14 [13:38]
Луганск находится фактически в полной блокаде

20.04.14 [13:31]
Славянск взывает о помощи

20.04.14 [13:28]
Сборы "Стрельцов" в апреле

16.04.14 [13:54]
Первый блин комом полководца Турчинова

РУБРИКИ
КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
ССЫЛКИ


НБ-комьюнити

ПОКИНУВШИЕ НБП
Алексей ГолубовичАлексей Голубович
Магнитогорск
Максим ЖуркинМаксим Журкин
Самара
Яков ГорбуновЯков Горбунов
Астрахань
Андрей ИгнатьевАндрей Игнатьев
Калининград
Александр НазаровАлександр Назаров
Челябинск
Анна ПетренкоАнна Петренко
Белгород
Дмитрий БахурДмитрий Бахур
Запорожье
Иван ГерасимовИван Герасимов
Челябинск
Дмитрий КазначеевДмитрий Казначеев
Новосибирск
Олег ШаргуновОлег Шаргунов
Екатеринбург
Алиса РокинаАлиса Рокина
Москва

КУЛЬТФРОНТ
19.02.2010
Аватар: люди как нелюди
Олег Судаков

Кино чётко отражает интересы людей, и за строками мировых рейтингов видны их общие очертания. В сотне самых кассовых картин сплошь фэнтэзи, мистика, мультфильмы и фантастика, реже появляются боевики-триллеры и лишь несколько лент приближены к реализму. Человечеству будто не важны насущные проблемы, но виртуальность притягивает как магнит. Впору говорить о видео-наркотике. В одной России Аватар посмотрели более 11 миллионов. Не считая младенцев, деревенских и стариков – это каждый девятый. Не всякое государственное событие так беспокоит.

Дж. Камерон произвел настоящий фурор, соединив фантастику с 3D-графикой. Аватар после Титаника стал вторым по доходам в истории Голливуда, значит, две картины одного режиссёра нашли самый массовый отклик у зрителей Земли. Камерон с детства грезил миром Пандоры, а повзрослев – пытался поднять жанр фантастики на иной уровень. Попытка удалась, но что-то мешает безоговорочно признать этот факт. В чём причины грандиозного успеха?

 

Мелкие огрехи компьютерной анимации несущественны, главное – создан убедительный образ другой планеты с проработанной экосистемой, мифологией и бытием местных жителей нави. Реальность Аватара завораживает, погружая в неземную натуру, где всё грандиозно, неожиданно и уникально. Насыщенный действием сюжет окончательно пленяет взгляд. К середине фильма фантастика перерастает в фантазию о Рае на фоне любви солдата Джейка и аборигенки Нейтири, но их любовь красива, к нави проникаешься симпатией, и поневоле улетаешь в сияющий Золотой Век.

Внезапно сюжет открывает варварскую добычу редкого минерала, и когда всесильная Компания ради обогащения топчет прекрасное, праведный гнев охватывает душу. Камерон не жалеет красок, поднимая на эпическую высоту космический конфликт. Иллюзия столь велика, что забываешь о выдуманном действии. В финале апофеоз – бездушная военно-технологическая машина против первобытной силы добра. Добро побеждает, агрессор изгнан, а храбрый десантник обретает тело нави от чудесной силы Матери Эйвы. Потрясённые зрители покидают зал…

 

Как много общего с Титаником – высокая любовь, злой рок, реалистично-увлекательная борьба за спасение. И в других блокбастерах последних лет найдем ту же схему – любовь, злодей, борьба, меняется лишь антураж, пусть Человек-паук или Пираты Карибов, важно, чтобы «магия картинки» скрывала типичное клише. В 50-70-ые было иначе, социальные темы волновали – от классовых боёв до политических заговоров. Ныне подобные мотивы иногда видны сквозь фарш спецэффектов в боевиках о Борне или Агенте 007. Экшен и эффекты главенствуют, смысл на втором плане, иначе интерес резко падает. Например, Интернэшнл или Большая игра. Основа экранных шлягеров похожа на инфантилизм юнца, но работает. Конечно, и сейчас снимают о язвах общества – Генри Браун или Последний урок, но эти ленты на периферии проката.

Всё изменилось, тотальная глобализация псевдо-демократии стала настолько обыденной данностью, что говорить о бедах стало глупо. Что-то сломалось в мозгах мирового обывателя. Падение социализма он принял как перемену к лучшему, а этого нет и следа. Проблемы стали острее, а жизнь нелепее и жестче, но душа не терпит пустоты и ищет забвения в манящем мираже. Отсюда кардинальные перемены в психологии масс – нет воли на протест против уродства, покорность сковывает, а Голливуд штампует сказки, подбирая очередную оболочку по знакомой схеме. Люди ждут свежую видео-дозу, а ударная реклама кодирует внимание на приём наркотика. Такова манипуляция – пыль в глаза, а мину в сердце. За убойным действием жизнь упрощается, полутона стираются, дух замирает, а назавтра вновь пробуждается зрелищный голод.

 

Пандора не выдумана, это яркая иллюстрация жизни земных народов до Цивилизации. Суть их бытия – религия анимизма, когда Люди и Природа пронизаны духами, а равновесие достигается через обряды и ритуалы. Фактически – счастье. Антропология давно это описала, подобное есть в книге Л. Брюля «Первобытное мышление». Вторжение людей – чужая разрушительная сила, Аватар – как упрёк нашему технотронному помрачению. Однако, с развитием разума Человечество теряет архаичный Золотой век, обретая Эдем вновь. В этом неизбежность эволюции, но фантастика оживляет околонаучные проблемы, и на Пандоре древность противостоит современности. Ход любопытный, но режиссер не справился, упростив притчу до комикса.

При похищении вертолета с базы, почему Полковник не отправил погоню, ведь вертолёт виден на радаре? Бестолковый налёт на Древо Судьбы: если нави наносят мощный урон, поднимай эскадру выше и сбивай летающих драконов. Допотопная бомба в XXII веке?! Если магнитная буря у Древа смазывает цель, заранее обозначь район иными датчиками видными с орбиты. К чему атаковать всем скопом? Воздушная атака идет волнами и необходим резерв на подлёте. По теплоизлучению обнаружили местные «войска», так и поражай издалека, а подрыв головного корабля вовсе как анекдот. Ужасно наивно, так забавляются дети.

Образ Полковника карикатурно-примитивен – самодур, солдафон и живодёр, вот агент Смит в «Матрице» на порядок тоньше и изящнее. Десантник вдруг развился из вояки в былинного героя, оседлавшего Красного дракона. Как смог? Дракона надо одолеть в схватке, так нет – сел и тот уже ручной. Стрела разбивает лобовое стекло вертолёта – это совсем нонсенс. К окончанию схватки слегка подташнивает от разных подгонов. Положим, это техника и всё могло сложиться удачно.

 

Нави изгнали людей, дальше что? В фильме Камерона «Чужие», за взорванный корабль Рипли понизили в звании, а на планету чужих высадили колонистов. Компания и здесь не смирится с утратой важного для Земли сырья, отправит эскадру и разнесёт племена, вернув месторождение опять. Смешно думать, что изгнанные сотрудники убедят руководство уйти с Пандоры: рассказ сочтут за коллективный психоз и накажут за бездарную тактику. Примирительное решение не примут, ведь именно Компания руководит жизнью людей. Более того, нави воспользуются земной технологией для защиты, и утратят свою гармонию навсегда, а если уничтожат технику, то при очередном посещении сами начнут войну.

Возможно было развернуть «научно», но сложный финал нарушит схему. Нави могли уйти с Древа Жизни по договору с Компанией, сохранили бы жизни соплеменников и обитель Матери Эйвы, ведь Древо сожгли всё равно. Единственный шанс спасти планету – осознать вред превосходства, преодолеть конфликт учёных и бизнесменов, Пандору покинуть, оставив миссию для общения. Нави, осознав себя частью Мироздания, испытали бы своё откровение. Вариантов много, но пришлось бы менять характеры героев и изменить финал, а философский контекст не дал Матрице-3 собрать большую кассу и надобность «мудрить» отпала. Неумная концовка низвела фильм до трёхмерной мелодраматической сказки.

 

Что хотел Камерон – снять волшебное приключение или поднять этический вопрос? Идею «кто сильнее, тот и прав» никто не опроверг. Всемирное тяготение хранит структуру Вселенной, Солнце – жизнь на Земле, и нравственный закон покоится на силе. Если жизнь вышла из Космоса, всё принадлежит всем и правоту определяет нужда. Колонисты брали анобтаниум из Пандоры от необходимости, а нави отдать не желали, хоть минерал им безразличен. Они нападали на людей, и одолели их именно военной силой. Если мораль однобока, то добро условно, а противоречия как пустяки. Говорят, Полковник назвал план нападения «Шок и трепет» – намёк на бесславный захват Ирака, но на русский не перевели. Полковник упомянул операции в Нигерии и Венесуэле, мол, прихлопнули непокорных – вот вам и социальный след. Можно вспомнить позорное уничтожение индейцев, и Аватар будет оправданием за недавний террор.

Вряд ли миллионы зрителей задумаются о таком подтексте, скорее, зайдутся в восторге от изумительного зрелища, а после будут высматривать новый «аленький цветок» экрана. Я долго ждал Аватара, предчувствуя проникновение в Иное на срезе чужой психологии, вместо этого вышла вполне земная история. Недавние удачи фантастики – Куб, Дитя Человеческое или Луна – выглядят предпочтительнее, пусть уступают по динамике и броскости кадра. Радует, что остались художники, для которых причудливость вымысла и серьезность темы непререкаемы.

Дорогое кино всё чаще подводит к другому шаблону – планетой правит корпорация, готовься к диктату Директоров в Газпром-Сити. Да, бравый герой побеждает в последний миг и правда торжествует, но геройствовать в реальности нелепо, а уж менять порядок – полный наивняк. Человек раздваивается: лицемерно признавая основы этики, со всех ног лезет в кокон личных забот. Вкалывай на систему в будни и созерцай битвы по выходным. Суррогаты, Железный человек или Аватар – в одном ряду. XXI век уводит в антиутопию, загоняя не в бараки, а под медиа-контроль. Ажиотаж вокруг Аватара – первая ласточка к всемирному гипнозу, ведь человек – существо, которое ко всему привыкает. Сейчас кинотеатр забавляет, но однажды человеческая явь наскучит, и люди пожелают очнуться, как от дурного сна. Эволюция загонит на новый круг, и спасение найдут в кино-храмах, натянув костюм-аватар. Технология станет богом, люди будут как нелюди, а явь сновидений – неотличима от грёз наяву…

Комментарии 0